Получение тонкой травленой фактуры на стекле

Опубликовано февраля 22, 2015 в Граверные работы

Получение тонкой травленой фактуры на стекле

Для получения на стекле тонкой травленой фактуры в пасту добавляют соли калия (KF, К2СО3, KCl, K2SO4). Можно применять следующий рецепт травильной пасты: фторид аммония NH4F — 10 г, 40 %-иая плавиковая кислота HF— 10 мл, сульфат бария BaSО4— 25 г. Прибавив к пасте этого состава глицерин, можно рисовать на стекле стальным пером. При достаточной густоте пасты ее наносят на стекло с помощью сетчатого трафарета.

Если возникает необходимость матировать поверхность со светлыми линиями, то их затирают кашеобразной смесью графита, оксида железа, гипса, цемента или асфальта с водой; добавка в смесь сахара (1:10) повышает вязкость и упругость смеси. После втирания смесь высушивают на воздухе и кистью наносят матирующую смесь. Окончив обработку, матирующую пасту и защитную смесь смывают водой.

Травлением на цветных изделиях (накладном стеке) на разную глубину в различных местах рисунка получают различные тона, а в многослойных изделиях — даже разные цвета и их комбинации. Рельефность рисунка усиливается протравливанием его фона до слоя бесцветного стекла, который обычно находится под цветными слоями, и дальнейшим матированием наружной и внутренней поверхностей изделия. В травленых рисунках на накладном стекле сочетается работа живописца-художника и травильщика.

В качестве защитных покрытий используют те же материалы, что и при переводе рисунков. Чтобы покрытие было заметным на фоне цветного стекла, в состав покрытия добавляют сажу, черный асфальтовый лак. Рисунки протравливают концентрированной плавиковой кислотой. После первого травления лак смывают и проверяют четкость контуров оставшихся нетронутыми участков стекла. Затем защитное покрытие наносят на те места, которые должны сохранить исходную интенсивность окраски, и протравливание повторяют. На некоторые участки защитное покрытие можно наносить очень тонкими слоями, частично пропускающими кислоту. Таким способом можно получить смягченные и полутоновые переходы. Комбинируя приемы, получают сложные полутоновые рисунки.

Рабочее место для травления художественных рисунков организуют следующим образом. Четыре изделия одновременно подвешивают на деревянные стержни, укрепленные на конце деревянного верстака, прилегающего к рабочему месту. Плавиковая кислота находится в кислотоупорном сосуде. Поворачивая одной рукой изделие, другой рукой рабочий с помощью кисти, которую он периодически окунает в сосуд, смачивает и натирает обрабатываемую поверхность изделия. Обработав одно изделие, мастер переходит к следующему; обработав последовательно все изделия, вновь возвращается к первому.

Кислотная обработка изделий происходит над сборником из кислотоупорного материала. Из сборника через отверстие в его дне кислота стекает в сосуд и используется повторно. Когда рисунок достаточно протравлен, с его поверхности удаляют защитное покрытие и окончательно промывают поверхность. Затем изделие подвергают матовому травлению на наружной и внутренней поверхностях.

Травленые изображения хорошо сочетаются с другими видами обработки, например с золочением (золочение травленых линий). Иногда травление дополняют рисунками или покрытиями люстрами или силикатными красками.

Яндекс.Метрика