Рисунки по защитному покрытию

Опубликовано февраля 22, 2015 в Граверные работы

Рисунки по защитному покрытию

Рисунки по защитному покрытию на пантографических и гильоширных машинах наносят специальными иглами. При этом следят за качеством и расположением игл. Короткие и искривленные иглы немедленно заменяются. Продолжительность нанесения простого рисунка на гильоширных машинах — 5...15 с.

Рисунки травят в травильном агрегате, который установлен в помещении, оборудованном вентиляцией. Для травления плавиковую кислоту разбавляют в следующем соотношении: 1 объем 40 %-ной HF и 2 объема воды. Температура травильной ванны 20...25 °С, продолжительность травления 5...15 мин.

После травления защитное покрытие удаляют, подогревая стаканы до 90...100°С. Продолжительность пребывания стаканов в муфеле 7...10 мнн. Затем стаканы протирают, сортируют, маркируют, упаковывают и отправляют на склад готовой продукции.

Гравированием на пантографических или гильоширных машинах можно получить рисунки или узоры, состоящие только из тонких линий; чтобы оттенить рисунок, применяют глубокое травление.

Более широкие возможности для репродуцирования сложных рельефных рисунков открывает способ трафаретной печати. Этот способ заключается в том, что рисунок, выполненный защитным покрытием, переносят сначала на бумагу, а затем — на стекло. Для получения рисунка на бумаге применяют клише в виде медных, стальных или цинковых плит с выгравированным на них рисунком. Клише с рисунком заполняют защитным покрытием и, накладывая на клише лист тонкой бумаги с фланелью или сукном, пропускают через валковый пресс. Таким образом, рисунок, выполненный защитным покрытием, оказывается перенесенным на бумагу. В зависимости от размеров клише и пресса одно печатание дает сразу несколько рисунков.

В качестве защитного покрытия применяют смесь, % по массе: бургундская смола — 6, терпентин — 6, канифоль— 4, асфальт — 10, сало — 6, стеарин — 8, пчелиный воск — 10, скипидар — 50 (бургундскую смолу и терпентин можно заменить канифолью). Смесь проваривают до получения нужной консистенции.

Бумагу с напечатанным рисунком прикрепляют к чистой сухой поверхности и выдерживают несколько часов до закрепления защитного покрытия. Для удаления бумаги изделия на непродолжительное время погружают в раствор уксусной кислоты, после чего бумага легко отделяется, оставляя на стекле рисунок из защитного покрытия. Используя этот способ, можно сочетать глубокое светлое травление с матовым.

Матовые рисунки получают при использовании травильных растворов и паст. Растворами, как правило, матируют крупномасштабные рисунки, например, на листовом стекле, кроме того, растворы применяют для сплошного матирования светотехнических изделий. Для матирования служат следующие составы:

  1. фторид аммония NH4F — 125 г; плавиковая кислота— 150 мл; вода — 250 мл;
  2. фторид аммония — 250 г; серная кислота — 50 мл; сульфат аммония — 25 г; вода — 250 мл.

Во многих случаях для матирования используют жидкие и густые травильные пасты. При работе с жидкими пастами участки стекла, которые должны оставаться прозрачными, покрывают битумным лаком № 350. Когда лак высохнет, на изделия намазывают травильную пасту. После обработки пасту смывают водой, защитный лак — скипидаром.

Матирующие пасты содержат в своем составе фториды аммония (NH4F и NH4HF2), растертые с водой и доведенные до определенной консистенции добавкой нейтральных веществ (флюорита, криолита, крахмала, декстрина). Густую пасту растирают на палитре из кислотоустойчивого вещества, чтобы не допустить предварительного снижения матирующего действия, и затем наносят на изделие кистью. При определенной густоте пасты можно непосредственно рисовать на стекле кистью без применения защитного покрытия. Продолжительность матирования обычно 5...10 мин.

Яндекс.Метрика