Стекло: краткая историческая справка

Опубликовано августа 5, 2014 в Витражное искусство

Стекло: краткая историческая справка

Открытие стекла произошло в бронзовом веке, примерно в 5000 году до нашей эры. Возможно, оно было случайным: кажется, древние финикийцы нашли остатки стекольного материала, имевшие определенную форму вблизи кострищ, которые разжигались на берегу.

На Востоке стекло нередко использовалось в быту (в повседневной жизни), оно имело широкое распространение в Египте и в стране шумеров (в Междуречье), римляне также вовсю применяли его, в частности, из него делали сосуды методом выдувания. Первые находки стеклянных предметов домашней утвари — чаш, сосудов, ваз и кубков — относятся приблизительно к 100 году до нашей эры.

Первые содержащиеся в письменных источниках сведения о производстве плоского стекла в печатных формах восходят к I веку нашей эры: римляне использовали этот материал для того, чтобы закрывать окна, однако цена его была в те времена слишком высока, поэтому стекло применялось почти исключительно для строительства и отделки общественных зданий. Только в позднем Средневековье пластины стекла стали компоноваться при помощи свинцовых профилей, таким образом создавались первые художественные витражи для декорирования соборов. Первые промышленные стекольные производства, снабжавшие материалом мастерские, специализировавшиеся на изготовлении витражей для церквей, открывались за чертой города, почти всегда вблизи лесов, где можно было добывать сырье для разогрева печей до необходимой температуры.

В средневековой Италии самыми доходными были стекольные производства Торчелло и Алтарь, не считая других, более мелких, расположенных в основном в северной части полуострова. Первый и самый подробный трактат, поведавший о стекле, подписан именем Теофилус, вероятно, это монах, который написал свой труд в начале XII столетия, живя в одном из монастырей северной Германии. Теофилус, показавший себя настоящим экспертом в этой области, достаточно подробно описывает всю технологию изготовления витражей во второй из трех книг, составляющих его фундаментальный труд. Он не только детально разбирает производственный процесс, но и говорит, к примеру, о том, чем лучше топить плавильную печь — для этого он рекомендует использовать листья папоротника, бука и водоросли. Этот компост забрасывается в печь при температуре от 1000 до 1500° С, которая является максимальной, в зависимости от количества флюса (соды или поташа), содержащегося в органической золе. Высокое процентное содержание натрия и калия обуславливает легкую коррозию стекла. Расплавленная стекольная масса выливается на каменную поверхность, затем, при помощи специальных щипцов, она вытягивается и расплющивается. Только после этого пора переходить к процессу выдувания, благодаря которому можно получить плоское стекло: выдуваются пузыри из стекла огромного размера с проделанным отверстием в дне, затем их вращают до тех пор, пока они не расплющиваются в большие круглые диски.

В своем трактате Теофилус объясняет, как можно разрезать стекло по точным линиям и без потерь: в первую очередь необходимо накалить на огне добела кусок железа, затем, надавливая этим раскаленным «ножом» на поверхность стекла, надо подождать, пока не образуется первая маленькая трещина, после чего надо просто медленно провести этим куском железа по всей линии рисунка. Благодаря накалу железа в стекле образуется трещина по заданному контуру. Для отделки использовался так называвмый стеклорез (по-итальянски «grisatoio» — отсюда и название «гризайль») — приспособление, служившее для того, чтобы обрабатывать края стекла, придавая ему таким образом правильную форму.

Подарки и сувениры из фарфора

Яндекс.Метрика